680000, Хабаровск, улица Истомина 51 а  (4212) 47-39-50

Деловая Россия: "Северная артерия Дальнего Востока"

Реконструкция федеральных трасс Дальнего Востока | ФКУ ДСД «Дальний Восток»

Деловая Россия: промышленность, транспорт, социальная жизнь | № 9 | 2014

Северные артерии Дальнего Востока

"Государственным заказчиком строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта федеральных автодорог в Дальневосточном ФО является ФКУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России». В ведении ФКУ ДСД «Дальний Восток» находятся трассы федерального значения «Колыма» Якутск – Магадан, «Лена» Невер – Якутск, «Амур» Чита – Хабаровск, «Уссури» Хабаровск – Владивосток. Кроме того, дирекция осуществляет реализацию проектов по двум дорогам: подъезд к городу Благовещенск и подъезд к границе с Китайской народной республикой от автомобильной дороги «Лена» – и выполняет функции заказчика по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог федерального значения на территории Амурской области. Общая протяженность автодорог, подведомственных ФКУ ДСД «Дальний Восток», составляет 6217,6 километра."

Директор ФКУ ДСД «Дальний Восток» Сергей Викторович ПЕТРАЕВ

Текс: Ольга Карпенко

В 2015 году ФКУ ДСД «Дальний Восток» отмечает 20-летний юбилей. За все время существования дирекция ввела в эксплуатацию порядка двух тысяч километров федеральных автомобильных дорог. Самый крупномасштабный проект ФКУ ДСД «Дальний Восток» – ввод в эксплуатацию в 2010 году федеральной автодороги «Амур» Чита – Хабаровск в асфальтобетонном исполнении. Эта трасса является важнейшим участком международного транспортного коридора «Транссиб», который позволяет интегрировать Дальний Восток в единую транспортную систему России и решить задачу включения страны в систему мировых транспортных коммуникаций.

Ключевую роль в жизнеобеспечении северных территорий Дальнего Востока играет транспорт. В то же время существующая транспортная система не отвечает потребностям экономики региона и серьезно ограничивает ее развитие. В настоящее время в силу географической и природно-климатической специфики жизнедеятельность региона практически полностью зависит от завоза грузов в короткий навигационный период. Необходимо устойчивое автомобильное сообщение: оно позволит значительно снизить конечную стоимость товаров (которая, как известно, включает в себя внушительную «транспортную составляющую»), частично решить проблему северного завоза и, наконец, дать возможность населению беспрепятственно передвигаться по региону и стране на личном автотранспорте.

Федеральная автомобильная дорога «Лена» Невер – Якутск

Директор ФКУ ДСД «Дальний Восток» Сергей ПЕТРАЕВ:

– Если говорить о северных территориях Дальнего Востока, то главной транспортной артерией Республики Саха (Якутия) является автомобильная дорога федерального значения «Лена» Невер – Якутск, соединяющая центральные и южные районы республики с автомобильной дорогой «Амур» Чита – Хабаровск и с Транссибирской железнодорожной магистралью.

Протяженность «Лены» составляет 1157 километров, из них с асфальтобетонным покрытием – 401,296 километра, с щебеночным покрытием – 755,704 километра. Дорога пролегает по территории Амурской области (км 0 – км 268) и Республики Саха (км 268 – км 1157).

«Лена» проходит в сложных условиях сильно пересеченной и горной местности и характеризуется сильной извилистостью, большим количеством закруглений с кривыми малого радиуса. Все перевальные участки ранее построены с затяжными подъемами и спусками, с вертикальными кривыми малых радиусов, продольные уклоны достигают 100‰ и более. На дороге отмечается несоответствие ширины земляного полотна на протяжении 208 километра; покрытие на значительном протяжении находится в неудовлетворительном состоянии.

В соответствии с перспективной интенсивностью движения автомобильная дорога А-360 «Лена» Невер – Якутск относится к дорогам III технической категории. На 1108 километрах из 1157 требуется проведение работ по строительству и реконструкции для приведения автомобильной дороги в нормативное состояние. На сегодняшний день в работе находятся 18 объектов общей протяженностью 278,826 километра, в том числе 978,8 погонного метра мостов. К вводу в текущем году предназначены 114,932 километра, включая 402,549 погонного метра мостовых сооружений.

Федеральная автомобильная дорога «Колыма»

Автомобильная дорога «Колыма» – это старейшая автомагистраль на Дальнем Востоке, которая обеспечивает межрегиональные транспортные связи, соединяя Транссиб и Республику Саха (Якутия) с Магаданской областью, и дает выход на побережье Тихого океана. Ее общая протяженность – 2021 километр, из них 1197 километров проложено по территории Якутии. Эта автомагистраль более оживленна зимой, чем в летнее время: по хорошо промерзшему грунту гораздо легче ехать. Температурный режим по трассе неблагоприятный: холодная зима длится 7-8 месяцев.

Сергей ПЕТРАЕВ:

– В настоящее время автомобильная дорога «Колыма» находится в стадии развития, параметры дороги на некоторых участках не соответствуют нормативным требованиям. Покрытие дороги практически на всем протяжении грунтово-щебеночное. У населенных пунктов в Магаданской области имеются участки с асфальтобетонным покрытием. Ширина дорожного полотна шесть – семь метров. В текущем году в работе по данной автомобильной дороге находились шесть объектов общей протяженностью 61,014 километра, в том числе 910,188 погонного метра мостов. Из них в 2014 году будут введены в эксплуатацию 30,474 километра и 777,298 погонного метра мостов. Уже сданы в эксплуатацию такие стратегически значимые объекты как мост через реку Колыма и «Черный» и «Желтый» прижимы.

После завершения реконструкции дороги значительно расширятся возможности надежного осуществления поставок в восточные районы Якутии. Кроме того, республика Саха будет развивать тесное сотрудничество с Магаданской областью в горной и энергетической сферах.

Мост через реку Колыма

До настоящего времени движение через Колыму осуществлялось по деревянному мосту, находящемуся в предаварийном состоянии, что затрудняло безопасную работу автотранспорта и доставку грузов, необходимых для Магаданской области. Между тем, на федеральной дороге «Колыма» увеличивается грузопоток, необходима гарантия прохода любых видов транспорта на самых проблемных участках дороги. Очень важно иметь новый современный мост на этой транспортной артерии.

Сергей ПЕТРАЕВ:

– Строительство мостового перехода через реку Колыма на 1580 километре федеральной автомобильной дороги «Колыма» Якутск – Магадан было начато в 2010 году. Новый мост с металлическим пролетным строением (417 погонных метров), на железобетонных опорах соответствует нормативам III технической категории. Протяженность мостового перехода составляет 2,39 километра. С вводом в эксплуатацию такого весомого для севера проекта как мост через Колыму Магаданская область получает дополнительные возможности по доставке народно-хозяйственных грузов и развитию взаимовыгодных экономических связей с Республикой Саха.

«Желтый» и «Черный» прижимы «Желтый» и «Черный»

Прижимы – узкие и опасные участки дороги, вырубленные в скале высоко над рекой Восточная Хандыга. С одной стороны над дорогой нависает огромная постоянно осыпающаяся скала, а с другой стороны, под обрывом – ущелье и река. Трудно поверить, но эти десятки километров дороги в скале вручную, кирками вырубали тысячи заключенных в 1930–1940-е годы. Высота прижима над рекой – около 120 метров.

Многочисленные мелкие выходы грунтовых вод с верхового откоса пересекают дорогу и при замерзании в ночные часы образуют наледи, создающие аварийную обстановку: возникает опасность соскальзывания машин с дороги и падения их с обрыва в реку.

Сергей ПЕТРАЕВ:

– «Желтый» и «Черный» прижимы (км 603 – км 632 автомобильной дороги «Колыма») – это особо сложные для реконструкции участки трассы. Доведение существующей дороги на данном объекте до нормативов IV категории потребовало больших объемов работ по расширению косогорных выемок, глубиной более 40 метров, и укреплению низового откоса дороги, подмываемого рекой. Большие излишки грунта в выемках требовали устройства кавальеров грунта за пределами водоохранной зоны. При этом не удалось избежать устройства серпантина радиусом 30 метров. Работа на участке была осложнена оттаиванием мерзлых грунтов выемок. Сейчас этот участок имеет двухполосное движение с шириной проезжей части шесть метров и переходным типом покрытия. На участке возведено пять мостов и множество металлических гофрированных труб. В целях обеспечения безопасности дорожного движения на участках с откосами установлено металлическое ограждение со световозвращающими элементами.

Специфика дорожных работ на участках с вечной мерзлотой

Одной из основных технических проблем, возникающих в ходе строительства и реконструкции объектов на севере Дальнего Востока, является проведение дорожных работ на участках с вечной мерзлотой.

Вечномерзлотными называются грунты, находящиеся в мерзлом состоянии в течение трех и более лет. Зима на этой территории очень долгая (до 10 месяцев), и поэтому вечная мерзлота распространена повсеместно.

Сергей ПЕТРАЕВ:

– Реконструкция автомобильных дорог в условиях многолетнемерзлых грунтов, безусловно, имеет свои особенности. Работы производятся в сжатые сроки, при отрицательной температуре, до начала весеннего оттаивания деятельного слоя многолетнемерзлых грунтов. В больших объемах применяются теплоизоляционные материалы, слабые грунты в основании насыпи и искусственных сооружений заменяются высокопрочными скальными породами. Работа в условиях многолетнемерзлых грунтов требует от строителей высокой культуры производства работ, строгого соблюдения технологии производства работ и четкой реализации проектных решений.

На объектах ФКУ ДСД «Дальний Восток» трудятся опытные строительные организации, знающие о суровых природных условиях севера не понаслышке: ОАО «Труд», ООО «Стройдор», ОАО «Бамстроймеханизация», ОАО «СМУ-6», ООО «Объединение содействия развитию предпринимательства», ООО «ХК Амур мост», ОАО «Дальстроймеханизация», ЗАО «Дороги Саха», ООО «Стройгазконсалтинг». Все компании обладают самой современной дорожно-строительной техникой и высокопрофессиональными кадрами.

  • 01.09.2014
Возврат к списку